После изучения данного урока вы сможете:
- Записывать файлы и справляться с неудачами;
- Креативно исправить ошибки;
- Создавать и идентифицировать определенные ошибки;
- Хранить спокойствие и продолжать действовать.
Слышатся сирены. Студенты и учителя быстро выскочили из классов и столпились у точки сбора. Никакой опасности в поле зрения нет и ничего не горит. Это очередная учебная пожарная тревога. В случае реальной чрезвычайной ситуации все точно будут знать, что делать.
Рекомендуем вам супер TELEGRAM канал по Golang где собраны все материалы для качественного изучения языка. Удивите всех своими знаниями на собеседовании! 😎
Мы публикуем в паблике ВК и Telegram качественные обучающие материалы для быстрого изучения Go. Подпишитесь на нас в ВК и в Telegram. Поддержите сообщество Go программистов.
Содержание статьи
- Исправление ошибок в Golang
- Элегантная обработка ошибок
- Запись данных в файле
- Применяем defer — отложенные действия
- Креативная обработка ошибок
- Новые ошибки в программе на Golang
- Причины каждой ошибки в Go
- Настраиваемые типы ошибок
- Множество ошибок в Golang
- Утверждение типа Go
- Принцип работы panic
- Есть ли исключения в Golang?
- Как использовать panic
- Тонкости работы с panic в Go
Файл не найден, неверный формат, сервер недоступен. Что делает программа, когда что-то идет не так? Возможно, проблему можно решить, и тогда операции будут выполняться должным образом. Иногда лучше всего просто выйти и закрыть двери — или на крайний случай разбить окно и выскочить наружу.
План всегда важен. Рассмотрим возможные ошибки и способы их исправления. Go всегда ответственно подходит к вопросу устранения ошибок, побуждая вас задуматься о причинах ошибки, что поможет ее решить. Как и десятая пожарная тренировка, обработка ошибок может показаться монотонной, однако результат того стоит.
В данном уроке будут рассмотрены способы исправления ошибок и выяснения причины их появления. Под конец сравним стиль исправления ошибок Go и в других языках программирования.
В начала 18 века английский поэт Александр Поуп написал поэму, строчка которой известна по сей день: to err is human, то есть человеку свойственно ошибаться. Подумайте, как данную строку можно сравнить с программированием.
To err is human; to forgive, divine.
Александ Поуп, “An Essay on Criticism: Part 2”
Все делают ошибки. Системы не исключение. Ошибки повсеместны. Они не считаются редким явлением, поэтому лучше быть готовым. Принимайте ошибки, не игнорируйте их. Работайте над исправлением и двигайтесь дальше.
Исправление ошибок в Golang
В языках программирования прошлого лимитация на одно возвращаемое значение делали исправление ошибок не совсем понятным. Функции переполняли бы одинаковое возвращаемое значение для указания как ошибки, так и успешного значения, или запрашивали бы побочный канал для обращения к ошибки вроде глобальной переменной errno
. Что еще хуже, механизм сообщения об ошибках было непоследовательным от функции к функции.
У Go есть несколько возвращаемых значений, как упоминалось в уроке о функциях. Хотя это не относится к обработке ошибок, несколько возвращаемых значений обеспечивают простой и последовательный механизм возврата ошибки к вызову функций. Если функция может вернуть ошибку, соглашение состоит в том, чтобы использовать последнее возвращаемое значение для ошибок. Вызывающий элемент должен проверить, произошла ли ошибка сразу после вызова функции. Если ошибок не было, значение ошибки будет равно nil
.
Чтобы продемонстрировать обработку ошибок, Листинг 1 вызывает функцию ReadDir
. Если возникает ошибка, переменная err
не будет равна nil, что заставит программу вывести ошибку и немедленно завершить работу. Ненулевое значение, переданное os.Exit
, сообщает операционной системе, что произошла ошибка.
Если ReadDir
успешно выполнена, files
будет назначен к срезу os.FileInfo
, предоставляющий информацию о файлах и каталогах по указанному пути. В данном случае точка уточняет путь, указывающий текущую директорию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
files, err := ioutil.ReadDir(".") if err != nil { fmt.Println(err) os.Exit(1) } for _, file := range files { fmt.Println(file.Name()) } |
Когда возникает ошибка, не стоит полагаться на другие возвращаемые значения. Они могут быть нулевыми для своего типа, но некоторые функции возвращают данные частично или же совершенно иные значения.
При запуске Листинга 1 на Go Playground в выводе будет список директорий:
1 2 3 4 |
dev etc tmp usr |
Для создания списка содержимого другой директории замените текущую директорию ("."
) в Листинге 1 названием другой директории вроде "etc"
. Список может содержать как файлы, так и директории. Вы можете использовать file.IsDir()
для того, чтобы различить их.
Вопросы для проверки:
- Переделайте Листинг 1 для чтения воображаемой директории под названием
"unicorns"
. Какая ошибка выйдет? - Какое сообщение об ошибке выйдет при использовании
ReadDir
над файлом"/etc/hosts"
вместо директории.
Элегантная обработка ошибок в Golang
Разработчикам Go рекомендуется учитывать и обрабатывать любые ошибки, которые возвращают функции. Количество кода для обработки ошибок увеличивается довольно быстро. К счастью, есть несколько способов уменьшить размер кода обработки ошибок без ущерба надежности.
Некоторые функции выполняют вычисления, преобразования данных и другую логику, где ошибки будут некстати. Есть функции, которые взаимодействуют с файлами, базами данных и серверами. Связь несколько ненадежна и может потерпеть неудачу. Одной из стратегий уменьшения кода обработки ошибок является изоляция безошибочного подмножества программы от изначально подверженного ошибкам кода.
Но как насчет кода, который возвращает ошибки? Мы не можем удалить ошибки, но можем упростить код обработки ошибок. Чтобы продемонстрировать это, напишем небольшую программу для записи в файл следующих английских слоганов Go (Go Proverbs), а затем улучшим обработку ошибок, пока код не станет приемлемым.
Errors are values.
Don’t just check errors, handle them gracefully.
Don’t panic.
Make the zero value useful.
The bigger the interface, the weaker the abstraction.
interface{} says nothing.
Gofmt’s style is no one’s favorite, yet gofmt is everyone’s favorite.
Documentation is for users.
A little copying is better than a little dependency.
Clear is better than clever.
Concurrency is not parallelism.
Don’t communicate by sharing memory, share memory by communicating.
Channels orchestrate; mutexes serialize.Rob Pike, Go Proverbs
Запись данных в файле
При записи файла множество вещей может пойти не так. Если путь неправильный, или есть проблемы с разрешением, столкнуться с ошибкой можно еще перед началом записи. По окончании записи на диске устройства может закончится место, или же съемный диск может быть случайно извлечен. В дополнении ко всему в конце файл должен быть закрыт, это позволяет убедиться, что все успешно записано на диск, а также избежать утечки информации.
На заметку: Операционная система ограничивает число открытых файлов, поэтому при открытии каждого нового файла память уменьшается. Когда файл не используется, но при этом остается открытым, расход ресурсов является примером утечки.
Главная функция в Листинге 2 вызывает proverbs
для создания файла и обрабатывает любые ошибки, отображая ее и затем выходя. Другая имплементация может обрабатывать ошибки иначе, возможно, подсказывая пользователю другой путь или название файла. Хотя функция proverbs
может быть написана так, чтобы она выходила при возникновении ошибок, полезно разрешить вызывающему элементу решать, как обрабатывать ошибки.
1 2 3 4 5 |
err := proverbs("proverbs.txt") if err != nil { fmt.Println(err) os.Exit(1) } |
Функция proverbs
может вернуть error
, что является специальным встроенным типом для ошибок. Функция повременит с созданием файла из за ошибки. Если в данный момент возникает ошибка, нет нужды закрывать файл, поэтому процесс обрывается. Оставшаяся часть функции записывает строки в файл и гарантирует, что файл закрыт, независимо от его успешности, как показано в коде ниже.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
func proverbs(name string) error { f, err := os.Create(name) if err != nil { return err } _, err = fmt.Fprintln(f, "Errors are values.") if err != nil { f.Close() return err } _, err = fmt.Fprintln(f, "Don't just check errors, handle them gracefully.") f.Close() return err } |
В предыдущем коде много моментов для обработки ошибок — так много, что запись каждого выражения из «Go Proverbs» может стать довольно утомительной.
Плюсом является тот факт, что у кода для обработки ошибок есть отступ, это позволяет легче ориентироваться в коде. Отступы для ошибок являются общим паттерном Go, что во время имплементации можно усовершенствовать.
Вопрос для проверки:
Почему функции должны возвращать ошибку вместо выхода из программы?
Применяем defer — отложенные действия в Golang
Убедиться, что файл правильно закрыт, можно с помощью ключевого слова defer
. Go гарантирует, что все отложенные действия будут выполнены до возврата содержащей функции. В следующем листинге каждый возвращаемый оператор, следующий за defer
, приведет к вызывающему методу f.Close()
.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
func proverbs(name string) error { f, err := os.Create(name) if err != nil { return err } defer f.Close() _, err = fmt.Fprintln(f, "Errors are values.") if err != nil { return err } _, err = fmt.Fprintln(f, "Don't just check errors, handle them gracefully.") return err } |
На заметку: Поведение предыдущего кода похоже тому, что в Листинге 3. Изменение кода без изменения его поведения называется рефакторингом. Как и переосмысление первого черновика сочинения, рефакторинг является важным навыком для написания лучшего кода.
Вы можете отложить любую функцию или метод, и как множество возвращаемых значений, отсрочка нужна не для уточнения обработки ошибки. Она улучшает обработку ошибок, избавляясь от необходимости постоянно помнить об очистке. Благодаря defer
, код для обработки ошибок может сфокусироваться только на своей задачи и больше ни о чем.
Ключевое слово defer
облегчает процесс, однако проверка на наличие ошибок после каждой строки кода очень утомительна. Пришло время для креативности!
Вопрос для проверки:
Когда будет вызвано отсроченное действие?
Креативная обработка ошибок в Golang
15 января 2015 года в блоге Go была опубликована отличная статья об обработке ошибок. В статье описывается простой способ для записи в файл без повторения одинакового кода для обработки ошибок после каждой строчки.
Для применения данной техники вам понадобится объявить новый тип, что вызывается в Листинге 5. Если при записи safeWriter
в файл возникает ошибка, он сохраняет ошибку вместо ее возвращения. Следующие попытки записи в одинаковый файл будут пропущены, если writeln
видит, что раньше была ошибка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
type safeWriter struct { w io.Writer err error // Место для хранения первой ошибки } func (sw *safeWriter) writeln(s string) { if sw.err != nil { return // Пропускает запись, если раньше была ошибка } _, sw.err = fmt.Fprintln(sw.w, s) // Записывает строку и затем хранить любую ошибку } |
Через использование safeWriter
следующий листинг записывает несколько строк без репетативной обработки ошибок, но по-прежнему возвращает все возникшие ошибки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
func proverbs(name string) error { f, err := os.Create(name) if err != nil { return err } defer f.Close() sw := safeWriter{w: f} sw.writeln("Errors are values.") sw.writeln("Don't just check errors, handle them gracefully.") sw.writeln("Don't panic.") sw.writeln("Make the zero value useful.") sw.writeln("The bigger the interface, the weaker the abstraction.") sw.writeln("interface{} says nothing.") sw.writeln("Gofmt's style is no one's favorite, yet gofmt is everyone's favorite.") sw.writeln("Documentation is for users.") sw.writeln("A little copying is better than a little dependency.") sw.writeln("Clear is better than clever.") sw.writeln("Concurrency is not parallelism.") sw.writeln("Don't communicate by sharing memory, share memory by communicating.") sw.writeln("Channels orchestrate; mutexes serialize.") return sw.err // Возвращает ошибку в случае ее возникновения } |
Это более простой и чистый способ для записи текстового файла, но смысл не в этом. Такая же техника может использоваться для создания zip-файлов или для совершенно разных задач. Крупная идея становится значительнее одной техники:
… ошибки являются значениями, и сила языка программирования Go в том, что он может обработать их.
Роб Пайк, «Ошибки — это значения«
Перед вами элегантный способ обработки ошибок в Go.
Вопрос для проверки:
Если бы сообщение об ошибке в Листинге 6 сообщало файлу “Clear is better than clever.”, какие бы событие последовали за этим?
Новые ошибки в программе на Golang
Если функция получает неверные параметры, или если что-то другое идет не так, вы можете создать и вернуть новые значения ошибок, чтобы оповестить вызывающий элемент о проблеме.
Для демонстрации новых ошибок Листинг 7 создает основу для Судоку, что представляет собой сетку 9 на 9. Каждый квадрат сетки может содержать цифру от 1 до 9. Имплементация использует массив с фиксированным размером, ноль указывает на пустой квадрат.
1 2 3 |
const rows, columns = 9, 9 // Grid является сеткой Судоку type Grid [rows][columns]int8 |
Пакет errors содержит функцию конструктора, что принимает строку для сообщения об ошибке. Используя ее, метод Set
в «Листинге 8» может создать и возвратить ошибку "out of bounds"
.
Проверка параметров в начале метода защищает оставшуюся часть метода от неправильного ввода.
1 2 3 4 5 6 7 8 |
func (g *Grid) Set(row, column int, digit int8) error { if !inBounds(row, column) { return errors.New("out of bounds") } g[row][column] = digit return nil } |
Функция inBounds
в следующем листинге помогает убедиться, что row
и column
находятся в пределах границ сетки. Она не дает методу Set
забиться лишними деталями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
func inBounds(row, column int) bool { if row < 0 || row >= rows { return false } if column < 0 || column >= columns { return false } return true } |
Наконец функция main
в следующем листинге создает сетку и отображает любую ошибку, возникшую в результате неправильной замены.
1 2 3 4 5 6 7 8 |
func main() { var g Grid err := g.Set(10, 0, 5) if err != nil { fmt.Printf("An error occurred: %v.\n", err) os.Exit(1) } } |
На заметку: Для сообщений ошибок часто используются части предложений, чтобы перед отображением к ним можно было добавить дополнительный текст.
Всегда читайте сообщения об ошибках. Рассматривайте их как часть пользовательского интерфейса программы, будь он для конечных пользователей и разработчиков. Фраза «out of bounds» неплоха, но более точное «outside of grid boundaries» может быть лучше. А сообщение «error 37» вообще ни о чем не говорит.
Вопрос для проверки:
В чем преимущество защит от плохого ввода перед функцией?
Причины каждой ошибки в Go
Многие пакеты Go объявляют и экспортируют переменные для ошибок, которые они могут вернуть. Для использования этого с сеткой Судоку следующий листинг объявляет две переменные для ошибок на уровне пакета.
1 2 3 4 |
var ( ErrBounds = errors.New("out of bounds") ErrDigit = errors.New("invalid digit") ) |
На заметку: Принято присваивать сообщения об ошибках переменным, что начинаются со слова
Err
.
По объявлении ErrBounds
вы можете изменить метод Set
для возвращения его вместо создания новой ошибки, как показано в следующем коде.
1 2 3 |
if !inBounds(row, column) { return ErrBounds } |
Если метод Set
возвращает ошибку, вызывающая сторона может различить возможные ошибки и обрабатывать определенные ошибки по-разному, как показано в следующем листинге. Вы можете сравнить ошибку, возвращаемую с переменными ошибки, используя ==
или оператор switch.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
var g Grid err := g.Set(0, 0, 15) if err != nil { switch err { case ErrBounds, ErrDigit: fmt.Println("Les erreurs de paramètres hors limites.") default: fmt.Println(err) } os.Exit(1) } |
На заметку: Конструктор
errors.New
имплементируется через использование указателя, поэтому операторswitch
в предыдущем примере сравнивает адреса памяти, текст не содержит сообщения об ошибке.
Задание для проверки:
Напишите функцию validDigit
и используйте ее, чтобы убедиться, что метод Set
принимает только цифры между 1 и 9.
Настраиваемые типы ошибок в Golang
Каким бы полезным не был errors.New
, иногда нужно, чтобы ошибки описывались не просто сообщением. Go достаточно свободен в этом плане.
Тип error
является встроенным интерфейсом, как показано в следующем примере. Любой тип, что имплементирует метод Error()
для возвращения строки, неявно удовлетворяет интерфейс. В качестве интерфейса возможно создать новые типы ошибок.
1 2 3 |
type error interface { Error() string } |
Множество ошибок в Golang
Есть несколько причин, по которым цифра не может быть помещена в определенное место в Судоку. В предыдущем разделе мы установили два правила: строки и столбцы находятся внутри сеткии, и цифры находятся в промежутке от 1 до 9. Что будет, если вызывающий элемент передаст множество неверных аргументов?
Вместо возвращения одной ошибки за раз, метод Set
может сделать несколько проверок и вернуть все ошибки сразу. Тип SudokuError
в Листинге 15 является срезом error
. Он удовлетворяет интерфейсу error
с методом, что соединяет ошибки вместе в одну строку.
На заметку: Принято, что настраиваемые типы ошибок вроде
SudokuError
заканчиваются словомError
. Иногда это просто словоError
вродеurl.Error
из пакетаurl
.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
type SudokuError []error // Error возвращает одну или несколько ошибок через запятые. func (se SudokuError) Error() string { var s []string for _, err := range se { s = append(s, err.Error()) // Конвертирует ошибки в строки } return strings.Join(s, ", ") } |
Чтобы использовать SudokuError
, метод Set
можно модифицировать для валидации границ и цифр, возвращая обе ошибки сразу, как показано в следующем примере.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
func (g *Grid) Set(row, column int, digit int8) error { // Возвращает тип ошибки var errs SudokuError if !inBounds(row, column) { errs = append(errs, ErrBounds) } if !validDigit(digit) { errs = append(errs, ErrDigit) } if len(errs) > 0 { return errs } g[row][column] = digit return nil // Возвращает nil } |
Если ошибок нет, метод Set
возвращает nil
. Это не изменилось по сравнению с Листингом 8, но важно отметить, что пустой срез errs
здесь не возвращается. Для подробностей можете почитать об интерфейсах nil.
Сигнатура метода для Set
также не изменилась по сравнению с Листингом 8. Всегда используйте тип интерфейса error
при возвращении ошибок, а не конкретные типы вроде SudokuError
.
Вопрос для проверки:
Что произойдет, если метод Set
успешно вернет пустой срез errs
?
Утверждение типа в Go
Так как Листинг 16 конвертирует SudokuError
в тип интерфейса error
перед его возвращением, может возникнуть вопрос, как получить доступ к отдельным ошибкам. Решением станет утверждение типа, или type assertion. Используя утверждение типа, вы можете конвертировать интерфейс в конкретный базовый тип.
Утверждение типа в Листинге 17 утверждает err
для типа SudokuError
через код err.(SudokuError)
. Это так и есть, то ok
будет истинным, а err
будет SudokuError
, давая доступ к срезам ошибок в данном случае. Помните, что отдельные ошибки для SudokuError
являются переменными ErrBounds
и ErrDigit
, что могут сравниваться в случае необходимости.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
var g Grid err := g.Set(10, 0, 15) if err != nil { if errs, ok := err.(SudokuError); ok { fmt.Printf("%d error(s) occurred:\n", len(errs)) for _, e := range errs { fmt.Printf("- %v\n", e) } } os.Exit(1) } |
В выводе предыдущего кода будут следующие ошибки:
1 2 3 |
2 error(s) occurred: - out of bounds - invalid digit |
На заметку: Если тип удовлетворяет нескольким интерфейсам, утверждение типа также может конвертировать из одного интерфейса в другой.
Вопрос для проверки:
Что делает утверждение типа err.(SudokuError)
?
Принцип работы panic в Golang
При обработке ошибок некоторые языки программирования сильно полагаются на исключения. В Go нет исключений, но в нем есть похожий механизм, который называется panic
. При задействовании panic
в программе происходит сбой. Это похоже на случаи необработанных исключений в других языках.
Есть ли исключения в Golang?
Исключения в других языках значительно отличаются от значений ошибок в Go. Это заметно как в поведении, так и в имплементации.
Если функция выдает исключение, и никто не собирается его перехватить, это исключение доходит до вызывающей функции, затем до вызывающей ту функцию и так далее, пока достигает вершины стека вызовов (например, функция main
).
Исключения — это стиль обработки ошибок, который можно считать включенным. Часто они не занимают код, тогда как выбор обработки исключений может привлекать изрядное количество специализированного кода. Это связано с тем, что вместо использования существующих возможностей языка исключения обычно имеют специальные ключевые слова, такие как try
, catch
, throw
, finally
, raise
, rescue
, except
и так далее.
Значения ошибок в Go предоставляют простую, гибкую альтернативу исключениям, которые могут помочь вам создать надежное программное обеспечение. Игнорирование значений ошибок в Go — это сознательное решение, которое становится очевидным каждому, кто читает полученный код.
Вопрос для проверки:
В чем преимущество значений ошибок Go по сравнению с исключениями?
Как использовать panic в Golang
Как упоминалось ранее, в Go есть механизм, похожий на исключения, что называется panic
. В то время, как неправильная цифра в Судоку в другом языке может стать причиной исключения, panic
в Go является редкостью.
При осознании того, что, отправившись в поездку, вы забыли полотенце, вы можете запаниковать. Аргумент, переданный panic
, может быть любого типа, не только строкой, как показано ниже:
1 |
panic("Я забыл свое полотенце") |
На заметку: Хотя значения ошибок обычно предпочтительнее
panic
,panic
часто лучше, чемos.Exit
в том, чтоpanic
запустит любую отсроченную функцию, аos.Exit
этого делать не станет.
В некоторых ситуациях Go предпочтет panic
вместо значений ошибок, это может быть деление на ноль:
1 2 |
var zero int _ = 42 / zero // Runtime error: integer divide by zero - целое число делится на ноль |
Вопрос для проверки:
Как программа может использовать panic
?
Тонкости работы с panic в Golang
Чтобы panic
не привел к сбою программы, Go предоставляет функцию recover
, что показано в Листинге 18.
Отсроченные функции выполняются перед возвращением функции, даже в том случае, если задействуется panic
. Если отсроченная функция вызывает recover
, panic
остановится, и программа продолжит выполняться. В таком случае цель у recover похожа на catch
, except
и rescue
в других языках.
1 2 3 4 5 6 7 |
defer func() { if e := recover(); e != nil { // Приходит в себя после panic fmt.Println(e) // Выводит: Я забыл свое полотенце } }() panic("Я забыл свое полотенце") // Приводит к panic |
Данный код использует анонимную функцию.
Вопрос для проверки:
Где может использоваться встроенная функция recover
?
Заключение
- Ошибки являются значениями, что внутренне оперируют с несколькими возвращаемыми значениями и другой частью языка Go;
- Будучи креативным, можно найти множество способов для обработки ошибок;
- Настраиваемые типы ошибок могут удовлетворить интерфейсу
error
; - Ключевое слово
defer
помогает выполнить очистку перед возвращением функции; - Утверждение типа может конвертировать интерфейс в конкретный тип или другой интерфейс;
- Не паникуйте — изучите ошибку.
Итоговое задание для проверки:
В стандартной библиотеке Go есть функция для парсинга веб адресов (см. golang.org/pkg/net/url/#Parse). Отобразите ошибку, которая возникает, когда url.Parse
используется для неправильного веб адреса вроде того, что содержит пробелы: https://a b.com/
.
Используйте специальный символ %#v
с Printf для изучения ошибки. Затем выполните утверждение типа *url.Error
для получения доступа и вывода полей базовой структуры.
На заметку: URL, или Uniform Resource Locator — адрес страницы в Интернете.
Администрирую данный сайт с целью распространения как можно большего объема обучающего материала для языка программирования Go. В IT с 2008 года, с тех пор изучаю и применяю интересующие меня технологии. Проявляю огромный интерес к машинному обучению и анализу данных.
E-mail: vasile.buldumac@ati.utm.md
Образование
Технический Университет Молдовы (utm.md), Факультет Вычислительной Техники, Информатики и Микроэлектроники
- 2014 — 2018 Universitatea Tehnică a Moldovei, ИТ-Инженер. Тема дипломной работы «Автоматизация покупки и продажи криптовалюты используя технический анализ»
- 2018 — 2020 Universitatea Tehnică a Moldovei, Магистр, Магистерская диссертация «Идентификация человека в киберпространстве по фотографии лица»